Фото: Нижнетагильский музей изобразительных искусств
В России искусство расписывать подносы цветочными букетами, плодами и создавать живописные картины «на железе» зародилось в Нижнем Тагиле. На выставке представлено более 70 лучших произведений из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств и собраний современных художников. А коллекция Всероссийского музея декоративного искусства пополнилась переданными в дар предметами современных авторов: «Букет с ирисом». (2024 г.) Ларисы Харламовой, «Вальс цветов» (2024 г.) Надежды Маслиховой, «Букет невесты» (2024 г.) Елены Вардугиной.Тагильские мастера пишут на подносах всевозможных форм как простые цветы и травы в народном крестьянском духе, так и изысканные пышные городские розаны, обращаются к изображению мифологических сюжетов и галантных сцен. Такие картины имеют насыщенный художественный образ и помимо маховой росписи мастера использовали технику многослойной лаковой живописи.
Фото: Нижнетагильский музей изобразительных искусств
В экспозиции представлена знаменитая серия брошь «Жость» Алисы Горшениной, которая создала украшения, вдохновившись формой подноса и элементами взаимодействия краски и металла, и вышитое колье Елены Чебаковой, созданное по мотивам росписи подносов.
Отдельное место в экспозиции занимает лист художника Николая Грачикова «Коррозия», созданный по мотивам подносов XVIII – XIX веков. Это произведение показано как эстетический фактор.
Первые архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой относятся к 1746 году, который и считается датой основания промысла. За свою долгую жизнь нижнетагильский подносный промысел пережил многократные периоды взлетов и падений. После революции 1917 года он почти погибал. Но, начиная с 1920-х годов, в Тагиле стали появляться небольшие кустарные производства по изготовлению подносов. А в 1970-е годы на Урале началось настоящее возрождение подносного промысла. Одним из основополагающих принципов возрождения промысла был поиск мастеров, владеющих приемами уральской росписи. Среди немногих таких мастериц была Агриппина Васильевна Афанасьева. Она показывала приезжим исследователям все хитрости уральского письма – как ловко выполнить пальцем подмалевок или быстрым движением с маху положить двуцветные мазки на зеркало подноса, лепящие уральские розаны, диковинные цветы, бутоны, листики, как умело нанести тонкие штрихи чертёжки и «кудрявую» привязку.