Мост по плотине р. Тагил

Мост по плотине на р. Тагил Нижнетагильского Пруда

Характеристика моста

Категория: автомобильно-пешеходный

Общая длина: 23 м

Ширина моста: 22,18 м

Площадь с тротуарами: 614,10 м2

Высота над поверхностью воды: 1,67 м

Водная преграда: р. Тагил

Плотинный мастер: Леонтий Злобин, Иев Балакин

Инженер: Л.Е Асс

Год открытия: 1725 г. - деревянный, 1928 г. - железобетонный, 1990 г. - реконструкция

Мост проходит по плотине Нижнетагильского пруда и является важным связующим звеном между двумя крупными микрорайонами города, Гальяно - горбуновским массивом и центром города. Это двухпролетная конструкция выполнена по индивидуальному проекту из монолитного железобетона и армирована вязанными арматурными каркасами. Мост предназначен для движения пешеходов и автомобильного транспорта в обоих направлениях, а так же оборудован трамвайным полотном. Перильное ограждение проезжей части выполнено из фигурного литья. На мосту находятся опоры освещения, расположенные на тротуарах.

История моста

Плотина была построена в 1725 году для будущего металлургического завода, основа плотины представляла собой деревоземляную конструкцию, составленную из деревянных, плотно внутри забитых срубов, пересекавших реку от одного берега до другого. В Тагильской плотине имелось три прореза – два ларевых и один вешняк. Через первый ларевой прорез вода подавалась к доменному и стоящим за ним цехам, через второй - к молотовым цехам. Вешняк служил для сброса излишней воды во время весеннего паводка.

Плотина Нижнетагильского завода была одной из крупнейших на Урале. Первую плотину прорвало, и ее возвели заново. В 1927 году из-за проливных дождей, а вследствие этого и разрушенных плотин старых заводов, Антоновского и Верхнетагильского, приток воды в Нижнетагильский пруд резко вырос. Благодаря действиям жителей Нижнего Тагила плотина выдержала напор воды, но деревянный водоспуск был разрушен, появились трещины. Возникла острая необходимость в реконструкции.

Новая железобетонная плотина со столетним сроком службы была построена в 1928 году инженером Асс Л.Е. при директоре завода П.И. Бороздине. Ширина новой плотины составляла 50 метров, из которых только 10 использовались как проезжая часть. Взамен деревянного водостока, разрушенного паводком, был построен железобетонный. Основную площадь занимал завод. Проезжая часть была покрыта деревянным настилом.

В 1989 году была осуществлена реконструкция плотины, которая приобрела современный вид. По ней провели трамвайные пути, появилось ровное дорожное покрытие, тротуар для движения пешеходов, линия электропередачи.

Дополнительная информация

Существует несколько легенд, связанных со строительством уральских плотин. Ходили слухи, что в теле плотины сооружали тайные комнаты с подземными ходами и прятали покойников, погибших в результате несчастных случаев на производстве или до смерти забитых в демидовских застенках. Рассказывали также, что вся деревянная составляющая плотин была изготовлена из лиственницы, а каменные кладки внутри сооружений скрепляли раствором на куриных яйцах.



загрузка карты...