Нижний Тагил: легенды и интересные факты

Каждый третий танк Т-34 сделан в Нижнем Тагиле

В историю Великой Отечественной войны Нижний Тагил навсегда вошел как «Танкоград», как крупнейший в мире центр производства самого важного оружия эпохи – танков, причем самых лучших, знаменитых тридцатьчетверок.

T-34 (разг. «три́дцатьчетвёрка») - советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 годa, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина.

13 сентября 1941 года в связи с приближением линии фронта к Харьковскому промышленному району вышло постановление СНК СССР об эвакуации Харьковского танкового завода № 183, Харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф. Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств начал свою работу Уральский танковый завод № 183, ставший одним из крупнейших оборонных комплексов страны.

Всего за период Великой Отечественной войны Уральский танковый завод выпустил 30627 танков Т-34-76 и Т-34-85. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. За три с половиной года УТЗ в выпуске массовых средних танков превзошел всю промышленность всей Германии и подвластных ей стран Западной Европы, было построено почти 40 процентов от того количества танков, которое вся германская промышленность создала за девять лет. Высокая технологичность танка Т-34 – свойство, приобретенное в ходе длительной и кропотливой работы сотен и тысяч ученых, инженеров–технологов и конструкторов. Количество наград Уральского танкового завода прямо пропорционально потоку его тридцать четверок.

8 сентября 1946 года у центральной проходной состоялся митинг, посвящённый открытию необычного памятника – танка Т-34 на постаменте и празднованию первого Дня танкиста.

Т-34 признан как союзниками, так и противником лучшим оружием Второй мировой войны. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Первый в России паровоз

Нижний Тагил славен, как известно, не только своими мартеновскими печами и танкостроением. Первый в России велосипед был изобретен Артамоновым, а первый паровоз - отцом и сыном Черепановыми. Роль двухколесного"друга" в российской истории, как ни крути, не так уж и велика, зато создание парового "чуда" впоследствии дало мощный толчок развитию в нашей стране промышленного производства, которое сейчас немыслимо без железных дорог и подвижных составов.

Первый паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 года. Имеются сведения о том, что в 1833 году Мирон Черепанов побывал в Великобритании и увидел там паровоз Стефенсона «Ракета».

Устройство этого паровоза и история его создания были описаны в пятом номере «Горного журнала» за 1835 год. Из этой статьи нам известно, что при создании паровоза Черепановы столкнулись с несколькими техническими проблемами. В частности первоначально котёл не давал достаточно жара и не производил необходимое количество пара. Также перед Черепановыми встала проблема создания устройства реверса, которое позволяло менять направление движения паровоза без разворота. Обе технические проблемы были удачно разрешены изобретателями.

«Горный журнал» писал, что первая проблема была решена увеличением числа дымогарных труб (количество которых было доведено до восьмидесяти), а вторая — при помощи механизма, состоявшего из эксцентрического колеса, приводившего в движение паровые золотники, которые регулировали направление впуска пара в цилиндр.

«Горный журнал» приводит следующие сведения о технических характеристиках паровоза:

«Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13 — 16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм)».

Журнал также упоминает о наличии у паровоза тендера для воды и топлива. «Чугунные колёсопроводы» (то есть рельсы) были изготовлены в опытном порядке на Нижнетагильском заводе.

Из других источников известны данные о массе паровоза, которая составляла 2,4 тонны (в рабочем состоянии). Осевая формула паровоза — 1-1-0. Бегунковая и ведущая колёсные пары имели одинаковый диаметр.

Найденные ныне чертежи и документы, характеризующие деятельность Черепановых, свидетельствуют, что в лице этих первых русских железнодорожников мы имеем истинных новаторов и высокоодаренных мастеров техники. Они создали не только Нижнетагильскую железную дорогу, но и сконструировали много металлообрабатывающих станков, построена паровая турбина.

В краеведческом музее города Нижнего Тагила хранится чертеж первого в России паровоза, сконструированного Черепановыми. Коллектив Нижнетагильского завода имени Куйбышева, под руководством инженера Шляпникова, построил по имеющимся чертежам действующую модель паровоза Черепановых.

В 2014 году отметили 180 лет первого в России паровоза Ефима и Мирона Черепановых. Его макет может увидеть каждый тагильчанин у входа в городской музей-заповедник (г. Нижний Тагил, ул. Ленина, 1а). В сохранившемся двухэтажном доме, где жили Черепановы, сейчас располагается Музей истории техники «Дом Черепановых» (г. Нижний Тагил, ул. Верхняя Черепанова, 1).

Статуя Свободы сделана из тагильской меди

На наружную оболочку символа США пошла 31 тонна листовой меди Верхне-Выйского металлургического завода.

Статуя Свободы - одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.

Богиня свободы держит факел, призванный осветить путь американской демократии, в правой руке, а в левой -скрижаль. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США. Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

Общий вес меди, использованной для отлива статуи, - 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес бетонного основания - 27 тыс. тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,57 мм. Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).

А «кожа» ее, одеяния и атрибутика – знаете, где были созданы? Да, именно в Нижнем Тагиле. Гордость французских скульпторов и американских мыслителей построена благодаря российским технологиям и рабочим нижнетагильских заводов.

Развитие железоделательных и медеплавильных заводов, известных под торговой маркой «Старый соболь», привело к мировой известности нижнетагильской продукции. Листовая медь Верхне-Выйского металлургического завода была отмечена наградами на Всемирных выставках в Париже и Бирмингеме, а затем привлекла внимание скульптора Ф. Бартольди, закупившего медные листы для создания наружной оболочки Статуи Свободы в Нью-Йорке.

"Тагильская Мадонна" Рафаэля Санти

Настоящим брендом Нижнего Тагила является картина «Святое семейство», приписываемая кисти великого итальянского художника Рафаэля Санти и хранящаяся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Картину сейчас часто называют «Тагильской Мадонной», и это не случайно - в Нижнем Тагиле работа пережила свое второе рождение.

В 1924 году на чердаке бывшего Господского дома, до революции принадлежавшего заводовладельцам Демидовым, было обнаружено несколько картин, в том числе потемневшая доска со следами старой живописи. Часть доски была отломана, и казалось, утрачена безвозвратно. Вторую часть с изображением мужчины нашли позже. Она использовалась в качестве ступеньки.

Находка была передана в краеведческий музей. Сотрудники музея, промыв картину, сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году».

Судьба картины «Святое семейство» удивительна, полна приключений и всякого рода неожиданностей. После смерти Рафаэля (1520) она принадлежала церкви Санта Мария, что находится в Риме на улице Пополо. В те времена картина получила новое имя "Мадонна дель Пополо". В 40-е годы XVI века ее выкрали из церкви, но вскоре она была возвращена на старое место. Впоследствии она еще неоднократно "пропадала". Ее, видимо, не раз копировали, поэтому она всплывала то в одной, то в другой частных коллекциях. К началу XX века таких упоминаний о "Мадонне" насчитали уже более сорока.

Реставрация и тщательное изучение удивительной тагильской находки проводилось в Москве известным художником, искусствоведом и реставратором И.Э. Грабарем. Поразительные результаты исследования картины приводятся в книге И.Э. Грабаря «Madonna del Popolo» Рафаэля и Мадонна из Нижнего Тагила». Рассматривая вопрос подлинности «Тагильской Мадонны», он пишет: «Тагильский экземпляр не копия (..) из сохранившихся экземпляров… самым ранним является, бесспорно, нижнетагильский (..) “Мадонна” из Нижнего Тагила, может быть тот самый протооригинал, который находился некогда в Римской церкви Санта Мария дель Пополо».

После реставрации картина долгое время принадлежала Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, затем Свердловской картинной галерее. В 1978 году "Святое семейство" было передано Нижнетагильскому музею изобразительных искусств. Мадонна в музее расположена в отдельном небольшом зале.

Родина первого русского велосипеда

Родина первого русского велосипеда - Нижний Тагил. Согласно легенде, он был сконструирован в 1800 году тагильским мастеровым Артамоновым.

Изобретение велосипеда является выдающимся событием: этот вид транспорта благодаря своей простоте и общедоступности давно и прочно вошел в быт многих людей. Как всякое техническое изобретение, велосипед имеет свою историю. В числе первых изобретателей велосипеда по праву можно назвать гениального Леонардо да Винчи, немецкого барона Карла Драйва, слесаря из Оберндорфа Филиппа Фишера, каретного мастера из Парижа Пьера Мишо и других.

В Нижнетагильском музее-заповеднике горнозаводского дела с 1922 года экспонируется двухколесный, педальный велосипед из металла, на руле которого висит табличка с надписью о том, что этот велосипед "первый в мире" и построен в 1800 году тагильским мастеровым Ефимом Михеевичем Артамоновым.

Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода Всеволожского родился он в 1776 г., в семье Михея Артамонова - специалиста по строительству барж. Уже мальчиком стал помогать отцу. В 1790 г. Михея Артамонова отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна, железа и металлических изделий. А сына его, Ефима, послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Возможно, во время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката. Известно, что «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые». Этот год и нужно считать годом изобретения самоката — прототипа современного велосипеда. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса. В 1801 г. Артамонов решил поехать в Петербург. На ходу самокат был тяжел. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом. Преодолевая трудности, Ефим Артамонов проехал на изобретенном им самокате от Урала до Петербурга. Из Петербурга выехал он в Москву. Артамонову пожаловали 25 рублей и дали вольную. Ефим Артамонов благополучно вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат. Копия велосипеда Артамонова и по сей день хранится в Нижнетагильском краевед. музее. К лету 1802 г. в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов. Рабочие собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу «людей добрых посмотреть да себя показать». Но демидовские приказчики решили иначе: за порчу хозяйского железа и побег от своего господина на специально сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить». В 1815 г. Артамонов появился на родном Пожвинском заводе. Но разрозненные архивы Пожвинского завода не дают возможности установить, над чем в дальнейшем работал изобретатель. Известно лишь, что в 1840 г. он был отправлен на Суксунский завод Демидова для присмотра за постройкой железного парохода. В Суксуне 1841 г. Ефим Михеевич Артамонов скончался. Изобретение Артамонова было забыто. Над созданием самоката стали работать другие. Велосипед менялся, совершенствовался, но неизменным оставался артамоновский принцип его действия: два колеса, бегущие одно за другим от поочередного нажима на педали ногами сидящего верхом человека.

Сегодня увидеть обросший легендами и вымыслами первый в мире «велосипед Артамонова» можно в музее истории техники «Дом Черепановых» города Нижний Тагил (ул. Верхняя Черепанова, 1).

Письма Карамзиных о преддуэльных месяцах жизни Пушкина

В 1939 году, накануне Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле были обнаружены письма семейства Карамзиных 1836-1837 гг., в которых авторы описывали события последних преддуэльных месяцев жизни А.С. Пушкина. В силу многих обстоятельств письма пролежали «без вести» до 1950 годов.

В годы Великой Отечественной войны письма были переведены с французского языка врачом туберкулезной больницы Ольгой Александровной Полторацкой, эвакуированной в наш город из Ленинграда.

К 1954 году они были изучены краеведом Николаем Сергеевичем Боташевым, инженером Новотагильского металлургического завода, который опубликовал в «Тагильском рабочем» (11.04.1954 г.) обстоятельную статью под названием "Ценная находка. Новые материалы об А.С. Пушкине".

Как же письма Карамзиных попали в Нижний Тагил?

В то время нижнетагильскими заводами владели братья Павел и Анатолий Демидовы. Анатолий Николаевич большей частью жил в Италии. Купив княжество Сан-Донато, близ Флоренции, он стал называться Демидов, князь Сан-Донато. Павел Николаевич жил в России. В 1836 году он женился на известной красавице Авроре Карловне Шернваль. Брак был непродолжительным - в 1840 году Павел Демидов умер, оставив малолетнего сына. Вместе с сыном Аврора Демидова вступила в права владения нижнетагильскими заводами наравне с Анатолием Демидовым. В 1846 году она вышла замуж вторично - за Андрея Николаевича Карамзина, того самого, которому адресованы обнаруженные в Тагиле письма. В 1849 и 1853 годах Андрей Карамзин приезжал в Нижний Тагил. В начале Крымской войны он вступил добровольцем в действующую армию и 16 мая 1854 года был убит в Малой Валахии. Очевидно, в один из приездов А. Н. Карамзина в Нижний Тагил и попали туда эти письма, которые он хранил как реликвию. После его смерти они остались в Тагиле. Где они находились с тех пор, неизвестно. Обнаружились они снова уже в наше время, перед самой Отечественной войной.

В 1950 годы, согласно постановлению Правительства РФ, письма были переданы на хранение в Пушкинский Дом г.Санкт-Петербург, где и хранятся по сей день. В нашем городе остались пять томов фотокопий писем и память об этом событии в литературной жизни страны.

История «Тагильской находки», как назвал письма И. Андронников, была представлена на выставке «Нижний Тагил и Пушкин» в 1999 году.

В музее А.П. Бондина читается лекция об истории находки и судьбах людей, которые имели отношение к этому событию.

Гора Лисья - символ города и самый маленький в мире музей

Существует несколько историй названия горы. Первая гласит, что когда-то на горе водилось огромное количество лис. Однако существует еще одна история – идущие от заводских труб столбы дыма, были похожи на лисьи хвосты, отсюда и название. Некоторые местные жители вообще называют её лысой горой.

Гора Лисья, в отличие от своей «сестры-чернушки» (гора Высокая), словно создана для красивой светской жизни. В геологическом смысле этот остаток древнего вулкана, потухшего 340-360 миллионов лет назад, ничего ценного не представляет - так, авгит да диабазопорфирит - пустяковые минералы. Однако современные ученые относятся к подобным наблюдениям своих предшественников несколько скептически. Они отмечают, что точно известно лишь то, что гора - магматическое образование.

Зато вот месторасположение у нее отличное - пруд у подножья, вид с вершины на город замечательный, к тому же едва ли не с первых лет основания заводского поселка у подножья горы размещался рынок (торг), занимавший по размерам вполне приличную площадь. Это и повлияло на дальнейшую ее судьбу.

Первые Демидовы повелели сколотить на вершине горы небольшую избушку - сторожевую деревянную башню, держать там денно и нощно дозорных, чтобы те бдили на все четыре стороны (Б.Телков. Эйфелева башня Тагила. История одной горы. Цифропись. Н. Тагил. 2006 г).

В начале ХIХ века деревянное строение на Лисьей горе было заменено на каменную башню. Архитектор этого чудного строения, к сожалению, неизвестен. На одной из чугунных литых плит, укрепляющих ее углы, выбита дата постройки - 1818 год. Теперь башня выполняла роль пожарной каланчи. В случае пожара на ней били в бронзовый колокол и вывешивались красные фонари - метровых размеров кожаные пузыри.

В середине 30-х годов ХIХ столетия на вершине горы рядом с башней была построена обсерватория для наблюдения за кометой Галлея - по расчетам немецкого астронома Розенбергера, ее можно было увидеть с Земли с августа 1835-го по апрель 1836 года. Обсерватория представляла собой павильон на вращающейся платформе, со стороны похожий на избушку на курьих ножках.

Сейчас от нее осталась лишь вмурованная в камень мощная чугунная тумба.

13 октября 1943 года башня перестала быть бесхозной. Именно тогда городские власти выпустили распоряжение: «Наблюдательную башню на Лисьей горе считать памятником архитектуры и подлежащим сохранению и систематическому ремонту. Обязать начальника городского управления пожарной охраны в месячный срок реставрировать башню на Лисьей горе и в дальнейшем проводить систематический ремонт без права какой-либо перестройки».

В настоящее время гора Лисья – место массовых гуляний, отсюда открывается живописная панорама города. А в сторожевой башне открыт самый маленький в мире музей.

Гора Высокая дважды изменила ход мировой истории

Около этого железорудного месторождение основали Нижний Тагил.

Гора Высокая расположена на западной окраине Нижнего Тагила, её высота была всего 380 метров. Когда-то Высокая была буквально напичкана железной рудой, в конце ХVII века ее даже называли Магнитной. Именно в Высокой горе велась основная добыча железа для Тагильский заводов. После 1820-х годов, когда закончились запасы россыпных валунчатых руд, началось освоение коренного месторождения, что вело к исчезновению горы вследствие образования выработок. После того как из недр горы Высокой добыли 223 миллиона тонн железной руды, она превратилась в глубокий кратер, который постепенно затягивает шламом. Здесь говорят: "Была гора Высокая - стала яма глубокая".

Знаменитая гора Высокая дважды изменила ход всемирной истории. Первый раз в XVIII веке, когда железо с самого большого в мире металлургического завода в Нижнем Тагиле шло на экспорт в Англию и было основным материалом для станков британской промышленной революции. Второй раз - в годы войны, когда каждый третий советский танк делали в Тагиле. До наших дней уцелела лишь небольшая часть северо-восточного склона горы в районе Выи, не имеющая запасов руды. Ныне на горе располагается Высокогорский ГОК (горно-обогатительный комбинат). В настоящее время добыча руды происходит в шахтах, а в образовавшийся карьер сливают воду, которая из этих шахт откачивается. Скоро на месте карьера будет озеро.