Есть ремесла, о которых принято говорить с гордостью, что они существуют в Нижнем Тагиле чуть ли со дня его основания И прежде всего те, что связаны с обработкой металла и камня. Но, как часто бывает, исчезли некоторые из них, канули в лету. В одних потребность отпала, другие, позабыты. И утратилось то, что называем мы народной художественной культурой. Вот так случилось и с керамикой.
История возникновения ее на Урале - действительно давняя. Мало кто теперь знает, что и в Нижнем Тагиле в начале XIX века было налажено фаянсовое производство посуды. Вызвано это не столько потребностью времени, сколько желанием заводчика Н.Н. Демидова иметь свои изделия, способные достойно соперничать с фарфоровыми заводами России - Петербургским императорским и Гарднера. Да и была, очевидно, мысль прихвастнуть перед Европой талантливыми крепостными мастерами.С этой целью Демидов делает распоряжение из Парижа подобрать для обучения в Москве способных людей. Начало невиданного прежде дела в Нижнем Тагиле было положено. И года не прошло как М.Д. Данилов хвастал Н.Н. Демидову: "Фаянщики, могу доложить вам, глиняную посуду делать довольно искусны... Они показали тогда отсчет своего мастерства, которому недоставало только хорошей глазури. В состав сей последней идет отборная известь и от нее-то самой зависит совершенный успех их работы. Хотя в заводах ваших известь - находится во многих местах и в большом количестве, но она... оказалась неспособна по твердости". Эти скупые архивные строки приведены не случайно: они являются единственными свидетелями той далекой эпохи. Как ни странно, но ни одно фаянсовое изделие не сохранилось до наших дней. Ни один из музеев страны пока не может похвастать тагильской керамикой. Мы даже не имеем представления, как выглядели эти ставшие привычными для нас глазурованные чайные пары, сахарницы, соусницы, тарелки. Отсюда и история о фаянсовом производстве в Нижнем Тагиле звучит как вымышленная.
Помимо традиционных народных промыслов в Нижнем Тагиле начало свое развитие необычное творческое направление - роспись фарфора. В продолжение традиций русских художников заводов Гарднера и Юсупова тагильская фарфоровая мастерская изготавливает изделия из твердого фарфора (Лимож, Франция) с авторскими декорами ручной работы. Художники мастерской – это состоявшиеся мастера, выпускники тагильской школы живописи, имеющей почти трехвековую историю. Художники, посвятившие много лет лаковой живописи, финифти, росписи по эмали, сегодня работают с новым для нашего города видом художественно-прикладного искусства - надглазурной росписью по фарфору. В мастерской трудятся семь художников; пионеры особой росписи в нашем городе обучались новому для себя делу у московского специалиста Константина Семенова. Все предметы мастера расписывают вручную, декорируют переливающимся на свету жидким золотом. Сюжетные композиции они разрабатывают самостоятельно, основными направлениями являются стилизованная графика, анималистика, пейзаж, портрет. Мастерская работает в нескольких направлениях – стилизованная графика, анималистика, пейзаж и портрет. Все предметы декорируются вручную, с нанесением золота и платины.