«Деревянное кружево»

Деревянное кружево.jpg

Традиционной для России в целом, и для горнозаводского Урала в частности, являлась деревянная архитектура. В конце XIX – нач. XX веков гражданская застройка заводского поселка была, в основном, деревянной. 

И.И. Шангина, этнограф, доктор исторических наук, в предисловии к энциклопедии «Русская изба» так характеризует крестьянский дом: «Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека».

Поэтому важная часть деревянного дома – резьба в его украшении. Она рассматривается как проявление материальной и духовной культуры.

С одной стороны, деревянная резьба на фасаде дома появилась из практических целей: всякая бревенчатая постройка неизбежно имеет разные зазоры (щели, скважины, тесные промежутки между двумя частями, например, колодой окна и венцом сруба и др.), а также выступающие торцы бревен. Чтобы предохранить их от загнивания, эти зазоры и торцы зашивают тесом. В старину тес получался не путем распиловки бревна, а путем его расколки. Выколотая пластина тесалась топором, а не выравнивалась рубанком, которого тогда еще не знали. При таком способе работы сделать идеально гладкую поверхность доски удавалось только очень искусным мастерам. Когда такая доска подчеркивала наиболее заметные и художественно ответственные архитектурные линии постройки, то её украшали резьбой, декорировали гладкую поверхность тесины, создавая игру светотени.

С другой стороны, дом – это место, которое должно защищать человека от злых сил, и издавна этому служили разные знаки, поэтому в узоре резьбы и ее расположении отразилось мировоззрение крестьян. Человек устройство дома отождествлял с устройством вселенной, где был верхний мир, нижний и средний. Крыша – это верхний мир, где расположены «хляби небесные» (вода), поэтому в резьбе фронтона превалируют знаки воды – зигзаг, меандр. В средней части – наличники, углы дома, ворота – розетки, олицетворяющие солнце, растительные узоры. Все знаки, используемых при резьбе узоров, издавна имели значение оберега, они оберегали дом и его обитателей от злых сил.

В XIX – нач. XX вв все резные элементы украшения дома делали, в основном, местные мастера. Один из них – А.И. Власов-Калинин – жил на улице Раздельной, ныне Космонавтов. Он, как многие местные мастера, использовал при отделке домов ручную резьбу, сочетая ее с деталями, выточенными на токарном станке. Эти приемы он использовал и в деревянной резьбе своего дома.

614.jpg

Резьбой украшают дома и сегодня, в основном в сельской местности и дачных поселках, например, Г.М. Федюнин резьбой украсил свой садовый дом.

В селе Лая можно полюбоваться на резные наличники, которые резал С.И. Пестов. Любовь к строительству и резьбе ему передал отец – Иван Минеевич, уроженец Кировской области.

Коллекция деревянной резьбы музея-заповедника начала формироваться с середины XX века, когда шло активное строительство многоэтажных домов в центральной части города. В последующие годы коллекция пополнялась, в основном, во время экспедиций музея в черте города и пригородных деревнях и селах.

На выставке представлено более 20 предметов из коллекции музея-заповедника –элементов деревянной резьбы, когда-то украшавших дома тагильчан и жителей ближайших сел и деревень.

Один раздел выставки составляют шаблоны резьбы, наличник на окно, выполненный С. И. Пестовым, и рабочие инструменты резчика по дереву, доставшиеся Сергею Ивановичу от отца.

Выставка «Деревянное кружево» будет работать в Музее быта и ремесел горнозаводского населения (ул. Тагильская, 26) с 7 ноября до середины марта 2020 года.

5.jpg

06.11.2019

Возврат к списку