Художественная обработка камня и ювелирное искусство

Почти двести лет назад началась систематическая разработка уникального месторождения медных руд и малахита – Меднорудянского карьера. Это событие стало знаковым, оказав большое влияние на развитие Нижнего Тагила, и сделало его известным за пределами Урала и России, так как с началом разработки богатейшего Меднорудянского месторождения в 1814 г., медная промышленность в Нижнетагильском горном округе становится важнейшей отраслью.

Образцы минералов и целые коллекции месторождения разошлись по всему миру. Меднорудянский малахит стал той базой, благодаря которой получило расцвет камнерезное искусство России и этот период называют «малахитовой эпохой» камнерезного дела нашей страны.

Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

Современное камнерезное искусство представляет творчество настоящего мастера, выпускника Уральского училища прикладного искусства, члена Союза Художников России, ныне работающего в Екатеринбурге Дениса Богомазова. Автор создает яркие, запоминающиеся образы, максимально раскрывая возможности камня как материала, хорошо чувствуя его природу и красоту.

Новое поколение уральских художников, среди которых Лидия Шеффер, Артем Кутарев, Роман Яшкин, успешны в своей творческой деятельности. Эти мастера, опираясь на традиции, которые уже были заложены художниками «старшего» поколения, много экспериментируют, стремятся найти новые формальные решения и технологии обработки.
Ювелирное искусство Тагила представляют разные поколения художников. Зачинателями ювелирного дела в городе являются члены Союза художников России Валентин Сергеевич Безбородов и Юрий Павлович Маточкин, которые и сегодня много работают в этом направлении. Художники-ювелиры Галина Фомичева и Илья Бахарев – представляют молодое поколение. В своих работах они используют новые технологии, формы их произведений отличаются активными поисками яркого образного начала. В сложной технике «флорентийской мозаики» работает тагильский мастер Сергей Кислицкий. В настоящее время к этой технике обращаются лишь некоторые мастера, и уже потому работы С. Кислицкого выделяются.

Камнерезное и ювелирное искусство Урала живет, существует преемственность, интересные находки в творчестве – это подтверждают многочисленные выставки, в которых принимают участие мастера.

Возврат к списку