Лаковая роспись по металлу

Нижний Тагил – крупнейший промышленный центр Урала, является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия, обогатило художественную культуру России. Появление промысла в первую очередь связано с производством листового железа. Первые образцы служили рекламой демидовского металла марки «Старый соболь», славившегося своим качеством на всю Европу. Самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой относятся к 1746 году. В нем, как в проявлении особого «промышленного» искусства, воплотился сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев.

Именно Нижний Тагил является родоначальником этого удивительного по красоте и самобытности художественного промысла. Жостовская роспись по металлу возникла позже под влиянием уральской цветочной росписи.

У истоков зарождения промысла стояла династия Худояровых, а родоначальником ее стал Андрей Степанович Худояров (1722-1804), работавший в листобойном цехе тагильского завода Демидовых. Писал картины, иконы, а через некоторое время открыл собственную мастерскую, где начал расписывать лакированные железные изделия, высокое качество которых обеспечивал не только металл, но и собственное изобретение Худоярова – хрустальный лак. Сегодня музей истории подносного промысла располагается в историческом месте – двухэтажном деревянном доме, принадлежавшем художникам Худояровым.

Худояровский лак был известен далеко за пределами Урала, а писатель Павел Бажов посвятил ему свое произведение – «Хрустальный лак». Он был невероятно стойким, не терял прозрачности, не менял цвет красок.Последняя попытка воссоздания лака была предпринята в 1990 году, когда единственная дошедшая до наших дней работа Худояровых – стол-шкатулка для демидовской грамоты на дворянство, была передана для исследований. Экспертиза установила основные компоненты: шеллак, мастикс, смола неустановленных тропических деревьев. Таким образом, формула и пропорции состава остались тайной.

Тагильский поднос легко отличить от прочих – уральское маховое письмо позволяет создавать элегантные композиции с плавными цветовыми переходами. Поднос пишется за один приём без промежуточных слоёв. Мастер набирает на кисть сразу две краски и наносит мазки, создавая рисунок. Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, центральное место в которой занимает сказочный «тагильский розан». Законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, декоративность в изображении цветка на долгие годы стали олицетворением промысла.

После революций начала XX в. жизнь промысла замерла, были утрачены почти все приёмы традиционного письма. В 1957 г. на базе разрозненных артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, ставший центром возрождения тагильской лаковой росписи. Знаковой фигурой в современной истории промысла стала Агриппина Афанасьева, соединившей цепь теории прошлого и практики современного искусства.

Владея приемами исконной уральской росписи, она помогла спасти от исчезновения исконный подносный промысел, возродив маховую роспись и тагильский розан. Художница воспитала плеяду талантливых мастеров, среди которых Светлана Парышева, Жанна Овчинникова, Сергей Веселков, Вера Полева, Алевтина Сидорова, Елена Отмахова и многие другие. Современные художники тагильского письма не только в совершенстве овладели традиционными приемами, но и значительно развили их в своем творчестве, подняв на новый уровень сюжетную и орнаментальную роспись. 


Возврат к списку